Какой будет Черная пятница 2022 в Украине: тенденции и прогнозы

После двух Черных пятниц во время пандемии, предстоящая будет одной из самых нетипичных. Чего же ждать от Черной пятницы 2022 в Украине? Вместе с нашей командой разбирались с сегодняшней ситуацией на рынке. Собрали тенденции, прогнозы и рекомендации, которыми делимся с вами. 

Октябрь — это новый ноябрь

Опыт 2021 года дал понять, что приток клиентов начинается еще в октябре, достигая пика к Черной пятнице. Это делает начало четвертого квартала удачным временем для привлечения новых клиентов и работы с рабочей базой контактов. В США 56% населения не планируют ждать Дня Х, а начнут совершать покупки еще до конца октября. 

По данным Национальной федерации розничной торговли США, объем продаж в праздничный сезон 2021 года вырос на 14,1% по сравнению с 2020 годом и составил $886,7 млрд. Это стало новым рекордом, несмотря на сохраняющиеся проблемы с ковидом, инфляцией и трудностями с системой поставок. 

Еще одна тенденция этой Черной пятницы в Америке — посещение физических магазинов. В этом году согласно опросу JLL Retail Holiday Survey 2022, почти две трети (63%) планируют делать покупки лично, по сравнению с 58% в прошлом году. Так в 2021 в этот период оффлайн-магазины посетили 66,5 млн американцев, что ознаменовало собой обратную тенденцию по сравнению с 2020 годом, когда люди ограничивались покупками онлайн. 

Будет ли тенденция прослеживаться в Украине? Вероятно, но только в тех городах, где офлайн-точки крупных ритейлеров продолжают работу и люди могут безопасно их посещать.

Что касается онлайн-продаж, то по прогнозам Insider Intelligence в 2022 году «Киберпонедельник» и «Черная пятница» станут самыми популярными днями для расходов в этот сезон и достигнут $12 млрд и $10 млрд.

 

black friday 2022 usa

Источник: eMarketer

Но, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию, Черная пятница состоится. И если в Америке она пройдет в формате, схожем с прошлогодними, то в Украине, учитывая военное положение, не стоит ожидать классического сезона, к которому мы привыкли.  

Приоритетность покупок будет определяться доходом людей, который в этом году ощутимо просел. Поэтому предпочтение будет отдаваться товарам первой необходимости и базового комфорта-гигиены, а не премиум-категориям. 

Дальше более детально рассмотрим прогнозы и тенденции в разрезе контекстной рекламы и поисковой оптимизации.  

Тенденции в PPC

Рокировка бюджетов у игроков рынка

Вендоры сократили бюджеты для ритейла, поэтому повторений, как гривневых, так и долларовых бюджетов, не ожидается. Но крупный ритейл восстанавливается, хотя и с разным темпом. Так в сентябре у кого-то это было 60% от бюджетов прошлого года, у других же суммарно выделялось в 9 раз ниже прошлогодних: на медиа и перфоманс. При этом клиенты с ранее средними бюджетами, активно их увеличивают, стараясь занять место на рынке.  

Пик продаж в первые дни Черной пятницы 

Спрос определяется не преддверием Черной пятницы, а ситуацией в стране. Обычно за 2 недели до наблюдался рост трафика, но конверсия была низкая, потому что люди искали, мониторили цены, но ничего не покупали. Пик брендового трафика обычно приходился на понедельник, а высокий спрос продолжался до пятницы включительно, сохраняясь и на Cyber Monday. 

  

«Учитывая сегодняшние сложности с ассортиментом, в первые дни Черной пятницы есть вероятность, что украинцы будут покупать больше, чтобы успеть заполучить товар со скидкой», — отмечает Юлия Чуб, Head of PPC department, Promodo, — «Кор-категории останутся те же: смартфоны, ноутбуки, холодильники, стиральные машины. А вот телевизоры скорее не будут пользоваться высоким спросом, как обычно».

 

02_blog_1200ye600_ru

На что обратить внимание

В прошлые годы объем бюджета в неделю с Черной пятницы был примерно на 70% больше относительно предыдущей. В 2022 году бюджеты лучше поднимать постепенно, чтобы правильно распределить и оставить запас на Черную пятницу. Кроме того, рекомендуем перманентно мониторить и анализировать как происходящее в стране, отражается на продажах и спросе по соответствующим категориям. И на основе полученных данных, усиливать эти категории. Если позволяет ассортимент, включать на них платный трафик. 

Тенденции в SEO

Ситуативные покупки и стабильность бюджетов

В 2021 году на период Черной пятницы был прогнозируемый рост спроса с понятной структурой, категориями и запросами. Сегодня, как и в PPC, в SEO тенденции формируются от ситуации в Украине. Из-за постоянных перебоев с электричеством, вырос спрос на автономные источники питания, повербанки, генераторы, портативные электростанции. 

 

«Обычно в Украине запросы перед Черной пятницей в основном связаны с брендовыми магазинами на рынке. Тогда как в Европе и США — это чаще всего поиск самых выгодных предложений по Черной пятнице и индивидуально по товарам из брендовых магазинов», — рассказывает Максим Копыльченко, Head of SEM Department, Promodo.

 

Также увеличивается запрос в категориях товаров для обогрева. Одна из основных тенденций — приобретение того, что необходимо здесь и сейчас. При этом фокус покупок смещается на мелкую бытовую технику.

Сегодня сохранились популярные общие запросы и запросы с вопросом о дате проведения Черной пятницы, при этом заметно сократилось количество запросов с брендами магазинов, что связано с уменьшением маркетинговых активностей игроков на рынке.

03_blog_1200ye600_black_ru

 

«Что касается бюджетов, то в среднем они или остались аналогичными прошлому году, или выросли до 50%. Например, в этом году бюджеты на eCommerce колебались от -10 до +50%», — отмечает Максим Копыльченко, Head of SEM Department, Promodo.

 

На что обратить внимание

Из-за проблем с электричеством растет количество пользователей с мобильных устройств, поэтому следует сделать акцент на мобильной версии сайта: всю цепочку — от входа на сайт до оформления заказа. 

Фокус с общих запросов Черной пятницы смещается на Черная пятница+бренд, а удачный опыт прошлых лет приводит к повторной покупке. По опыту 2021 года пиковые продажи приходятся на понедельник 21.11 и этот год, вероятно, не станет исключением. 

Тенденции Черной пятницы 2022 в Украине

В 2021 ритейлеров волновало два вопроса: «что там у конкурентов» и как от них отстроиться. Сегодня четкого ответа на эти вопросы нет. 

Низкая покупательская способность

В этом году люди между скидками и более дешевыми товарами, будут выбирать последнее. С другой стороны в обществе, определенно, сохранились классические покупательские привычки и поведенческие паттерны прошлых лет, поэтому сам фактор скидок должен подстегнуть спрос. Однако, пока нет четкой картины, как он изменится относительное не акционного периода. 

Нетипичная сезонность

В 2022  сезонность отличается от прошлогодней. Исходя из статистики, в течение текущего года спрос был на категории, которым не свойственно продаваться в эти периоды. На тот момент это было связано с перемещением людей в новые регионы. Сейчас нетипичность массового спроса связана с обстрелами объектов энергетики. Эти товары есть в структуре спроса, и спрос на них растет. В текущих реалиях думайте о необходимости усиления в кор-категориях либо поиске новых ситуативных.

 05_1200ye600_ru

 

Резюмируем

Крупные игроки рынка восстанавливаются, сохраняя структуру маркетинговых каналов и расходов, которые у них были в прошлом году. Ситуация в стране остается основным фактором, который будет влиять на прирост сезонности ноября-декабря. При условии стабильной ситуации прирост случится в тех же категориях, что и год назад — электроника и одежда. 

Мелкий и средний бизнес увеличивают бюджеты, но отказываются от единой компании. Они не готовы бороться за долю рынка, но хотят продавать здесь и сейчас то, что есть на складах и в ассортименте магазинов. Поэтому в большей степени они будут работать с каналами привлечения трафика, performance- и retention-каналами.

Заявка принята! Мы отправим вам отчет по Черной пятнице 2022 в первые недели декабря

Хочу получить отчет Black Friday 2022

получть отчет BF 2022

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Получайте новости интернет-маркетинга

Только полезная информация от экспертов Promodo

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Есть задача?

Давайте обсудим!

Получайте новости интернет-маркетинга