Анализ конкурентов в ecommerce

Древнекитайский полководец Сунь-цзы в своём трактате «Искусство войны» особо подчёркивает, насколько важно обьективно оценивать своего противника для успеха в битве. Чтобы успешно вести бизнес, вам также необходимо знать сильные и слабые стороны своих конкурентов. Знание их слабостей позволит избежать вам самим избежать возможных ошибок.

Конкурентный анализ – это верный способ подробного изучения конъюнктуры рынка. Этот комплексный метод позволит вам проанализировать бизнес так, как если бы вы сами являлись частью компании конкурента, его маркетологом или клиентом. Для такого анализа не требуются какие-либо специальные знания – только время и усердие.

Давайте рассмотрим, как выполнить эту важную задачу шаг за шагом. При этом разделим процесс на три основных этапа.

1. Определите конкурентов

Сперва очертите круг основных игроков в вашей рыночной нише и упорядочьте сведения. Это станет основой для следующих этапов вашего исследования.

С целью эффективной организации времени, загрузите таблицу конкурентного анализа. Вы можете изменить ее, добавив или удалив столбцы, которые соответствуют вашим требованиям. Начните искать своих конкурентов, используя расширенный поиск Google или другие платформы поиска, популярные в вашей стране или городе. Используйте ключевые слова, соответствующие вашим бизнес-целям. Затем проверьте продукцию конкурентов накрупных маркетплейсах, как Amazon, Alibaba или Asos, если вы продаете модные товары. Еще одним важным каналом являются социальные сети – Facebook и Instagram. Они позволяют при помощи хэштегов обнаруживать тех конкурентов, у которых нет собственных веб-сайтов.

Когда вы закончите добавлять своих конкурентов в электронную таблицу, необходимо разбить их на сегменты. Самый популярный способ – классифицировать их по трем группам:

  • прямые конкуренты с той же продукцией, аудиторией и размером бизнеса;

  • конкуренты, предлагающие похожую продукцию, но иному сегменту аудитории;

  • компании, которые не являются вашими прямыми конкурентами, но могут ими стать, если вы решите расширить каталог своей продукции. Они также могут выступать в качестве ваших партнеров по affiliate-рекламе.

Вставьте названия их магазинов, ссылки, адреса, слоганы и характеристику сегмента в электронную таблицу, чтобы иметь впоследствии возможность отслеживать и актуализировать эти данные.

2.  Проведите разведку

После того, как ваши конкуренты идентифицированы и классифицированы, вы можете перейти к следующему этапу – их изучению. Чтобы собрать сведения о своих конкурентах, познакомиться с их бизнесом поближе, вам нужно проанализировать их сайты с точки зрения покупателя и самому стать их клиентом. Таким образом, этот этап состоит из двух шагов: внешнего (визуального) и внутреннего изучения.

Оцените интернет-магазин

Начните с анализа сайтов ваших прямых конкурентов. Просто взгляните на их интернет-магазин и ответьте на несколько вопросов:

  • Насколько привлекателен понятен и удобен дизайн сайта?

  • Оптимизирован ли их сайт? Есть ли у них мобильное приложение?

  • Как работает навигация и фильтры сайта?

  • Качественные ли фотографии их продукции? Используются ли стоковые изображения?

  • Как выглядят карточки их товаров? Где размещаются кнопки призыва к действию (CTA)?

  • Каково качество текстового контента? Есть ли у них блог?

  • Как выглядят рекламные баннеры?

  • Есть ли ссылки на социальные сети? Где они размещены?

  • Активны ли страницы и каналы конкурентов в социальных сетях? Какой контент они там публикуют? Каким образом они взаимодействуют со своими подписчиками?

  • Сколько у них отзывов? Как часто они отвечают на вопросы?

Обратите внимание на все аспекты и функции, которые вам хотелось бы иметь на своем веб-сайте, и не забывайте делать заметки.

Тайный покупатель

Для более глубокого знакомства используйте тайные покупки. Этот шаг будет необходим для улучшения качества обслуживания клиентов на вашем собственном веб-сайте. Поэтому, если вы хотите понять все слабые места процесса покупки и учиться на чужих ошибках, постарайтесь быть сложным покупателем.

  • Есть ли у них корзина?

  • Есть ли возможность покидания корзины?

  • Легко ли совершить покупку?

  • Через какое время они отвечают?

  • Как они общаются со своими клиентами?

  • Немедленно ли отправляются транзакционные электронные письма? Как они выглядят?

  • Как они решают проблемы с доставкой?

  • Каким образом вы можете вернуть товар? Сколько времени занимает этот процесс?

  • Есть ли у них реальные магазины или выставочные залы?

  • Какие электронные письма они отправляют после того, как вы посетили их веб-сайт?

3. Изучите детали

Для создания более эффективной стратегии и поддержания конкурентоспособности вашего ecommerce на должном уровне, проанализируйте технические аспекты работы своих конкурентов. Основные вопросы, на которые вы должны ответить, звучат так:

  • Когда был основан интернет-магазин?

  • Какие рекламные акции существуют?

  • Какую позицию занимает их сайт в результатах поиска?

  • Какую контекстную рекламу они используют?

  • Какой ценовой стратегии они придерживаются?

  • Каково их положение в текущем рейтинге?

  • Как оцениваются их страницы и контент?

  • Какова релевантность ключевых слов?

Используйте инструменты

Существует несколько полезных инструментов, которые помогут оценить маркетинговые стратегии ваших конкурентов.

1. SimilarWeb. Этот бесплатный сервис позволяет провести детальную веб-аналитику любого сайта, в частности, узнать следующие показатели:

  • общее число посещений;

  • трафик по странам;

  • общие источники трафика;

  • источники внешних ссылок;

  • ключевые слова органического поиска;

  • ключевые слова платного поиска;

  • трафик из соцсетей;

  • медийная реклама;

  • интересы аудитории;

  • сайты конкурентов и подобные сайты.

https://www.promodo.com/wp-content/uploads/2018/02/Screenshot_12-1024x667.png

2. SEMrush. Эта система аналитики также оценивает метрики вашего конкурента, но имеет ряд дополнительных фич. В ней вы можете сравнивать 4–5 конкурентов одновременно. Во-вторых, эта платформа строит динамические диаграммы в Google Sheets на основе данных отчетов SEMrush. Так вам будет легче понять общую картину своих позиций на рынке.

https://www.promodo.com/wp-content/uploads/2018/02/semrush.png

3. Alexa. Еще один инструмент для отслеживания рейтинга конкурентов. В ней вы можете оценить популярность, демографические данные и данные о поведении ваших конкурентов: время пребывания на сайте, показатель сбросов и т.д. Все данные будут помещены в таблицу и автоматически оценены.

https://www.promodo.com/wp-content/uploads/2018/02/alexa-1024x253.png

Существует также множество других инструментов, которые могут помочь вам на каждом этапе конкурентного анализа.

Напоследок

Анализ конкурентов помогает компаниям адекватено оценивать свои возможности и риски. Потратьте время, чтобы найти и правильно классифицировать своих конкурентов. проанализируйте их рыночную позицию, решения для веб-сайтов, деятельность в социальных сетях, а также стратегию ценообразования. Проанализируйте их SEO-структуру, притворитесь покупателем, чтобы проверить уровень клиентской поддержки, email-маркетинг и дополнительные сервисы (например, доставку).

Обобщите сведения с помощью различных инструментов для сбора необходимых данных и изучения слабых мест ваших конкурентов. Превратите их недостатки в ваши преимущества, а сильные стороны дополните новыми функциями, чтобы создать свою эффективную стратегию digital-маркетинга.

 

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Обсудить задачу

Получайте новости интернет-маркетинга

Только полезная информация от экспертов Promodo

Получайте новости интернет-маркетинга