Как провести анализ конкурентов в eCommerce

Чтобы успешно вести бизнес, вам необходимо знать не только о преимуществах, которые есть у ваших конкурентов, но и отслеживать их уязвимые места. Кроме того, конкурентный анализ – хороший способ подробно изучить конъюнктуру рынка. 

Зачем проводить конкурентный анализ:

  • чтобы создать собственное УТП (уникальное торговое предложение) и отстроиться от ближайших конкурентов;
  • чтобы узнать, какую стратегию интернет-маркетинга используют ваши конкуренты. Выявить их основные источники трафика и определить ориентировочный маркетинговый бюджет;
  • чтобы понять, в каком направлении развиваться вам для увеличения доли рынка и наращивания прибыли;
  • чтобы узнать о функциональных особенностях сайтов конкурентов и их слабых местах – учесть эти моменты при разработке/доработке собственного сайта.

 

В нише eCommerce вам вряд ли помогут методы классического маркетинга, но в digital есть немало собственных инструментов, с помощью которых получится собрать всю необходимую информацию. Давайте рассмотрим, как провести конкурентный анализ шаг за шагом. При этом разделим процесс на три основных этапа.

Этап 1. Проведите анализ рынка и определите конкурентов

Сперва очертите круг основных игроков в вашей рыночной нише и постарайтесь упорядочить все сведения. Это станет основой для следующих этапов вашего исследования.

С целью эффективной организации времени, загрузите таблицу конкурентного анализа. Вы можете изменить ее, добавив или удалив столбцы, которые соответствуют вашим требованиям. Начните искать своих конкурентов, используя расширенный поиск Google или другие платформы поиска. Используйте ключевые слова, соответствующие вашим бизнес-целям. В 2019 году больше всего посетителей eCommerce получил из органического поиска. Поэтому вас должны интересовать конкуренты, которые попали в топ по базовым поисковым запросам за минимальный период времени.

Затем просмотрите, какая продукция конкурентов представлена на крупных маркетплейсах (если представлена). Еще одним важным каналом являются социальные сети – Facebook и Instagram. При помощи хэштегов вы сможете обнаружить своих конкурентов, у которых еще нет собственного сайта.

Когда вы добавите своих конкурентов в таблицу, разбейте их по сегментам. Самый популярный способ – классифицировать по трем группам:

  • прямые конкуренты с такой же продукцией, аудиторией и размером бизнеса;

  • магазины, которые предлагают похожую продукцию, но иному сегменту аудитории;

  • компании, которые не являются вашими прямыми конкурентами, но могут ими стать, если вы решите расширить каталог своей продукции. Также они могут выступать в качестве ваших партнеров по affiliate-рекламе.

Вставьте названия их магазинов, ссылки, адреса, слоганы и характеристику сегмента в электронную таблицу, чтобы впоследствии периодически отслеживать и актуализировать эти данные.

Этап 2. Проанализируйте сайты лидеров ниши

После того, как ваши конкуренты идентифицированы и классифицированы, вы можете перейти к следующему этапу – их изучению. Чтобы собрать сведения о своих конкурентах, познакомиться с их бизнесом поближе, вам нужно проанализировать их сайты с точки зрения покупателя и самому стать их клиентом. Таким образом, этот этап состоит из двух шагов: внешнего (визуального) и внутреннего изучения.

Оцените интернет-магазин

Проведите юзабилити-тестирование сайтов конкурентов. Пройдите путь пользователя в их интернет-магазине и после ответьте на несколько вопросов:

  • Насколько привлекателен понятен и удобен дизайн сайта?

  • Оптимизирован ли их сайт? Есть ли у них мобильное приложение?

  • Как работает навигация и фильтры сайта?

  • Какие фотографии используются на карточках товаров? Это кастомные снимки или используются стоковые изображения?

  • Как выглядят карточки товаров? Где размещены кнопки призыва к действию (CTA)?

  • Какой текстовый контент размещен на карточке товара? Есть ли уточняющие комментарии от пользователей? Как можно расширить информацию о товаре, чтобы у пользователя не возникало никаких дополнительных вопросов или сомнений?

  • Как выглядят рекламные баннеры?

  • Есть ли ссылки на социальные сети? Где они размещены?

  • Активны ли страницы и каналы конкурентов в социальных сетях? Какой контент они там публикуют? Каким образом они взаимодействуют со своими подписчиками?

  • Сколько у них отзывов? Как часто они отвечают на вопросы?

 

Чтобы собрать 7 самых распространенных юзабилити-ошибок с акцентом на мобильные устройства, Дмитрий Яценко, UX дизайнер агентства Promodo внимательно изучил сайты крупнейших украинских интернет-магазинов из разных ниш. Результаты исследования – уже в блоге.

 

Обратите внимание на все аспекты и функции, которые вам хотелось бы иметь на своем веб-сайте, и не забывайте делать заметки. 

Если на определенном этапе работы вашего интернет-магазина появился вопрос: почему та или иная группа товаров показывает недостаточную динамику роста по трафику и, как следствие, по доходу. При этом категории сайтов конкурентов ранжируются выше, то есть смысл провести и категорийный анализ конкурентов. Как это сделать – подробно рассказали наши специалисты по продвижению web-проектов. 

Станьте тайным покупателем

Для более глубокого конкурентного анализа совершите несколько тестовых заказов. Этот шаг будет необходим для улучшения качества обслуживания клиентов на вашем собственном веб-сайте. Поэтому, если вы хотите понять все слабые места процесса покупки и учиться на чужих ошибках, постарайтесь быть сложным покупателем.

  • Есть ли у них корзина?

  • Есть ли возможность покидания корзины?

  • Легко ли совершить покупку?

  • Через какое время они отвечают?

  • Как они общаются со своими клиентами?

  • Немедленно ли отправляются транзакционные электронные письма? Как они выглядят?

  • Как они решают проблемы с доставкой?

  • Каким образом вы можете вернуть товар? Сколько времени занимает этот процесс?

  • Есть ли у них реальные магазины или выставочные залы?

  • Какие электронные письма они отправляют после того, как вы посетили их веб-сайт?

Этап 3. Изучите детали бизнес-стратегий

Для создания более эффективной стратегии и поддержания конкурентоспособности вашего интернет-магазина на должном уровне, проанализируйте технические аспекты работы своих конкурентов. Основные вопросы, на которые вы должны ответить, звучат так:

  • Когда был основан интернет-магазин?

  • Какие рекламные акции существуют?

  • Какую позицию занимает их сайт в результатах выдачи?

  • Какую контекстную рекламу они используют?

  • Какой ценовой стратегии они придерживаются?

  • Каково их положение в текущем рейтинге?

  • Как оцениваются их страницы и контент?

  • Какова релевантность ключевых слов?

Сервисы для анализа конкурентов

Существует несколько полезных инструментов, которые помогут провести детальный анализ сайтов конкурентов.

 SimilarWeb. Этот бесплатный сервис позволяет провести детальную веб-аналитику любого сайта, в частности, узнать следующие показатели:

  • общее число посещений;

  • трафик по странам;

  • общие источники трафика;

  • источники внешних ссылок;

  • ключевые слова органического поиска;

  • ключевые слова платного поиска;

  • трафик из соцсетей;

  • медийная реклама;

  • интересы аудитории;

  • сайты конкурентов и подобные сайты.

 

анализ конкурентов

 

SEMrush. Эта система аналитики также оценивает метрики вашего конкурента, но имеет ряд дополнительных фич. Во-первых, в ней вы можете сравнивать 4–5 конкурентов одновременно. Во-вторых, эта платформа на основе данных отчетов строит динамические диаграммы в Google Sheets. Так вам будет легче понять общую картину своих позиций на рынке.

 

анализ сайта конкурентов

 

Alexa. Еще один инструмент для конкурентного анализа. В ней, кроме всего прочего, вы можете узнать, как ведут себя пользователи, попадая на сайт вашего конкурента: время пребывания на сайте, показатель отказов и т.д. Все данные будут помещены в таблицу и автоматически оценены.

 

как

 

Существует и другие инструменты, которые помогут вам собирать данные на различных этапах конкурентного анализа.

Как использовать данные конкурентного анализа

Анализ конкурентов помогает компаниям адекватено оценивать свои возможности и риски. Потратьте время, чтобы найти и правильно классифицировать своих конкурентов: проанализируйте их рыночную позицию, решения для веб-сайтов, деятельность в социальных сетях, а также стратегию ценообразования. Проведите SEO-анализ конкурентов, станьте тайным покупателем, чтобы проверить уровень клиентской поддержки, email-маркетинг и дополнительные сервисы (например, доставку).

Обобщите сведения с помощью различных инструментов для сбора данных и изучения слабых мест ваших конкурентов. Превратите их недостатки в ваши преимущества, а сильные стороны дополните новыми функциями. Создавайте собственную эффективную стратегию digital-маркетинга, если появятся вопросы – обращайтесь за консультацией к нашим специалистам.

 

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Получайте новости интернет-маркетинга

Только полезная информация от экспертов Promodo

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Есть задача?

Давайте обсудим!

Получайте новости интернет-маркетинга