Бизнес во время войны: как меняются и восстанавливаются украинские компании

24 февраля россия объявила войну против Украины, называя это «специальной военной операцией». Российские войска приступили к наземному, морскому и воздушному вторжению. Как в таких условиях работает украинский бизнес – исследовала руководительница команды Research & Development Promodo Юлия Яценко.

За два месяца войны украинский бизнес потерял больше, чем за два года пандемии. Объем причиненного ущерба и долгосрочные последствия еще сложно оценить, боевые действия продолжаются. По оценкам Национального банка, экономика будет постепенно восстанавливаться, однако реальный ВВП в 2022 году может сократиться не менее чем на 35% по всем составляющим.

«Частное потребление снизится из-за вынужденного выезда многих граждан из страны, ожидается рост уровня безработицы, уменьшение доходов и экономия на второстепенных расходах. Из-за существенной неопределенности и высоких рисков значительно сократится и инвестиционная активность», – прогнозируют в Нацбанке.

 

Динамика украинского ВВП за последние 20 лет

 

За последние 10 лет украинцы уже не раз переживали влияние полномасштабных кризисов. Трудным был 2009 год, когда страну «похоронило» под обломками глобальной финансовой катастрофы, тогда ВВП сократился на 15%. Начало войны с россией в 2014 году вызвало сокращение экономики сначала на 6,6%, а через год уже на 10%. Пандемия коронавируса в 2020 году привела к падению на 5%.

В каком состоянии украинский бизнес сейчас

Чтобы четко ответить на этот вопрос, исследовательская компания Gradus в конце марта провела масштабный опрос.

 

Текущий статус украинского бизнеса. Март 2022

 

 

Сложности в работе и необходимая бизнесу помощь

 

Сегодня большинство областей Центральной и Западной части Украины находятся в относительной безопасности, что может способствовать возобновлению бизнеса на этих территориях. Наиболее активные боевые действия идут на границе с Россией и административной границе с Крымом: Харьковская область, Луганская, Донецкая, Николаевская, Херсонская. И даже здесь малый и средний бизнес продолжает работать.

 

интерактивная карта Харькова

Интерактивная карта Харькова с открытыми объектами инфраструктуры. Апрель 2022

 

Кроме аптек, заправок и супермаркетов открываются строительные магазины, СТО, парикмахерские, стоматологические клиники, пиццерии с самовывозом, кафе и даже принимаются заказы на выпечку пасок.

Пример из Харькова

 

За счет чего бизнесу удается держаться?

За счет веры в победу, конечно, но не только. Чтобы спасти своих сотрудников и оборудование от обстрелов, многие предприниматели увозят бизнес в Западные регионы Украины. С поиском площадок и транспортом помогает государство. Принять участие в программе эвакуации могут любые предприятия и ФЛП из областей, где ведутся бои. Чтобы присоединиться к этой инициативе, нужно заполнить «гуглформу».

 

карта підприємств україни

 

Также работают другие государственные инициативы:

  • крупному бизнесу, объем дохода которого за календарный год не превышал 10 млрд. грн, разрешается использовать упрощенную систему и оплачивать единый налог 2%;
  • предприниматели-единщики, не имеющие дохода, освобождаются от ЕСВ за себя, а также за мобилизованных на военную службу сотрудников;
  • снижение НДС на топливо до 7% и отмена акциза;
  • выдача кредитов до 60 млн грн любому бизнесу под 0% на время военного положения плюс один месяц после войны. Дальше будет действовать минимальная ставка – 5%.

 

По данным компаний-членов Европейской бизнес-ассоциации, сейчас только 1% из них планирует окончательно закрывать свой бизнес, остальные:

  • 17% компаний сообщили, что работают в полном объеме;
  • 16% ограничили географию своей деятельности, но работают;
  • 19% были вынуждены закрыть часть офисов/торговых точек/отделений, но продолжают деятельность;
  • 29% компаний пока не работают, а 27% приостановили деятельность, но хотят ее возобновить.

 

Активно возобновляют работу и украинские ритейлеры: Rozetka, Prom.ua, MAKEUP, Comfy, Foxtrot, EVA, Domki, Maritel, Trikomir. Этот список расширяется ежедневно. Повышение спроса на свои услуги отмечают и крупные логистические операторы. Например, до войны компания «Нова пошта» доставляла ежедневно 1 млн отправлений, из них 70% – это онлайн-заказы из магазинов.

За первую неделю войны клиенты отправляли в среднем 50 тысяч посылок в день (5% по сравнению с довоенным периодом). На второй неделе в среднем перевозилось 100–125 тысяч посылок. А с 21 марта зафиксировано уже 350 тысяч отправок, из которых 60% составляют онлайн-заказы.

 

То есть, 200 тысяч товаров в день украинцы уже сейчас заказывают онлайн. Да, это в 5 раз меньше, чем было в довоенный период, но мы видим устойчивую динамику роста.

 

Украинцы продолжают заказывать украинские товары не только в других городах страны, но и за границей. Значительная часть из них уехала из дома со сбережениями. Поскольку люди оставили или потеряли свои вещи, им приходится покупать новые. Так что спрос на товары первой необходимости стремительно растет.

 

Опираясь на опыт других стран, которые активно восстанавливались после боевых действий, мы рекомендуем бизнесу не ждать окончания войны. Следует действовать на опережение и эффективно использовать текущее время.

 

Наша страна должна быстро научиться выбирать приоритеты экономического развития, а также самостоятельно разработать план развития, опираясь на максимальную адаптивность и особенности новых геополитических реалий. Прогнозы многих экспертов дают основание полагать, что процесс восстановления Украины будет ускорен за счет локализации конфликта и всесторонней поддержки мира.

Опыт других стран по восстановлению экономики

Самый показательный пример – план Маршалла для послевоенной Европы. Он предусматривал две составляющие: продовольственную помощь и кредитование на поставку оборудования для восстановления промышленного и аграрного производства. За 4 года в период активной реализации плана Маршалла в странах Западной Европы их валовой национальный продукт вырос на 15-25%, а уровень производства на 40% превысил довоенный. Начался многолетний период экономического роста.

Еще один пример – возрождение экономики Южной Кореи. После окончания войны, в 1953 году, страна была почти полностью разрушена. Экономика находилась в стагнации, уровень жизни населения не превосходил уровень беднейших государств Африки. Основное отличие от Европы – корейцам нечего было восстанавливать. Им нужно было создавать экономику с нуля. Поэтому был выбран курс на ускоренную индустриализацию с плановым ростом показателей до 5,4% в год.

 

Скорость восстановления Южной Кореи

Динамика изменения ВВП в Южной Корее (млрд, $)

 

В результате экономика Южной Кореи стремительно выросла, а ее структура радикально изменилась. За 40 лет страна прошла путь, который западные развитые государства преодолевали столетиями. Сегодня это десятая по размеру, активно укрепляющая позиции, экономика мира.

Что бизнесу делать дальше?

Чтобы выжить и возобновить работу в ближайшее время, украинскому бизнесу стоит:

  • Переориентироваться на потребности рынка и запросы потенциальных покупателей внутри страны. Потребительский спрос изменился с начала войны, выросли так называемые волонтерские категории и набирают обороты категории, которые востребованы в военное время: обувь, одежда, малая бытовая техника, товары для животных, детские товары.
  • Выходить на международный рынок.
  • Перемещаться географически по Украине.
  • Создавать и запускать новые направления.

 

Показательные примеры – кейсы команд ROZETKA и шеринга электросамокатов STRUM. Первые уже в марте переориентировались и начали собирать на сайте подборки товаров под разные насущные нужды. Вторые – перебрались из Харькова во Львов, что позволило запустить бизнес в начале сезона и продолжить работу.

Однако, приступая к любым изменениям, владельцам бизнеса крайне важно понимать, что в борьбе за потребителя выиграют те компании, которые:

  • потребитель найдет в интернете;
  • будут иметь товары на складе;
  • обеспечат быструю доставку;
  • сформируют доверие к бренду (бизнес не должен быть в стороне от ситуации в стране, стоит рассказывать о своих волонтерских инициативах – сейчас потребитель активно реагирует на подобные проявления и запоминает причастность определенных брендов к помощи);
  • будут социально активными;
  • будут открыты в общении с потребителем.

 

Да, мы снова говорим про онлайн, потому что уже видим, как меняется поведение потребителей. Украинцы начали еще активнее переходить в онлайн, и вот почему:

  • многие физические торговые площадки разрушены (скорее всего, их восстановление не будет приоритетным);
  • многие потеряли автомобили;
  • многие переехали жить в новый город или страну;
  • постковидная привычка покупать онлайн укрепилась во время войны, в том числе в социальных сетях и в мессенджерах;
  • доставка работает;
  • еще долго у многих людей будет сохраняться страх находиться в открытых незащищенных местах с большим скоплением людей.

 

По данным ООН, из-за вторжения россии более 10 миллионов украинцев покинули свои дома. Считается, что кроме 4,3 миллиона, выехавших в соседние страны, еще 6,5 миллиона были перемещены внутри страны.

 

И это в основном женщины. Поэтому сейчас спрос перераспределяется не только по гео, но и по гендеру. Также маркетологам следует проверять данные по изменению процента трудоустройства и стабильности дохода в регионах. Это укажет приоритетность переезда или перераспределение маркетингового бюджета, исходя из новых реалий.

 

Стабильность дохода украинцев в региональном разрезе

 

Как уже сегодня меняется рынок и какие категории товаров станут драйверами продаж в будущем – рассказываем с помощью цифр и фактов в презентации отдела RnD

 

Чтобы принять стратегические решения, основываясь на актуальных цифрах и достоверных фактах, предлагаем вместе погрузиться в новый рынок и оценить перспективы развития вашего бизнеса.

 

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Получайте новости интернет-маркетинга

Только полезная информация от экспертов Promodo

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Есть задача?

Давайте обсудим!

Получайте новости интернет-маркетинга