Мы изучили 20 основных ecommerce-игроков Украины: интернет-магазины, прайс-агрегаторы, маркетплейсы и классифайды. Затем проанализировали общий объем ecommerce-рынка, динамику органического трафика в каждой категории и используемые стратегии в поисковой оптимизации. Исследование основано на данных из SimilarWeb.
Основные игроки
Внимание украинской аудитории делят между собой четыре основных категории площадок: интернет-магазины, прайс-агрегаторы, маркетплейсы и классифайды.
Интернет-магазины |
Прайс-агрегаторы |
Маркетплейсы |
Классифайды |
Comfy.ua Allo.ua Foxtrot.com.ua Citrus.ua F.ua Moyo.ua Stylus.ua Eldorado.ua Mobilluck.com.ua Elmir.ua |
Hotline.ua Ek.ua M.ua Pn.com.ua Sravni.ua Price.ua |
Prom.ua Rozetka.ua Bigl.ua Privatmarket.ua |
Olx.ua Besplatka.ua |
При этом часть аудитории уходит на зарубежные площадки: Aliexpress.com, Ebay.com, Amazon.com. На аудиторию также претендуют социальные сети, информационные площадки, Youtube и большое количество мелких новых игроков.
Рынок ecommerce в Украине
Общий объем органического трафика из Украины на указанные выше 22 площадки в 2017 году составил 757 млн. посещений. Это на 4.3% больше, чем в 2016 (724.3 млн. посещений).
Доля онлайн-продаж в Украине в 2017 году составила 3.2% и увеличивается на 20-30% ежегодно. На развитых рынках, например в Великобритании, доля продаж онлайн составляет до 18%, согласно отчёту European Ecommerce Report.
Средняя доля онлайн продаж в Европе — 8,8% в 2017, что означает что в Украине еще существует огромный потенциал прироста.
Распределение трафика по типам площадок
За 2017 год больше всего по органическому трафику выросли маркетплейсы – на 9.7%.
В абсолютном выражении трафик для разных категорий в 2017 году дал следующие показатели:
Крупные интернет-магазины становятся еще крупнее. Cущественно выигрывают в трафике маркетплейсы (например, Olx.ua – 33.7% трафика):
Органический трафик у крупнейших игроков в основном вырос относительно 2016 года:
Изменение трафика
Мы проанализировали, как изменился органический трафик в категориях за последний год.
1. Прайс-агрегаторы
Лидеры по росту трафика – Hotline.ua и Price.ua. Сама категория потеряла долю в общем ecommerce-трафике с 15% в 2016 году до 13% в 2017.
Суммарный трафик категории в 2016 году — 92.93 млн. По сравнению с 2016 трафик увеличился на 1 млн или +1.15 %
Существенный рост демонстрирует Hotline.ua — 1.958 млн или +5.32%. Худший результат у Price.ua -2.77 млн или - 10.74 %.
2. Маркетплейсы
Сокращается разрыв между Rozetka.ua и Prom.ua. Причем часть аудитории Prom.ua перетекла в Bigl.ua. В то же время Privatmarket постепенно набирает трафик и за год прибавил около 1 млн пользователей.
Суммарный трафик маркетплейсов в 2016 году составил 194 млн (278 млн с Rozetka), а в 2017 году — 207 млн (305 млн с Rozetka). По сравнению с 2016 трафик увеличился на 12.7 млн (+6.15 %) или на 27 млн (+8.85 %) с Rozetka.
Bigl.ua, Rozetka и Privatmarket демонстрируют существенный рост. Несмотря на падение Prom.ua на 7.92 млн, в абсолютных цифрах он остается лидером с большим отрывом.
3. Интернет-магазины
Суммарный трафик в этой категории остался без изменений – 100 млн. пользователей.
Mobilluck, Eldorado, Elmir и Fotos потеряли трафик в 2017 году:
Ближайшие конкуренты приросли в среднем на 1 млн трафика. Прирост Comfy составил 1.233 млн, что является первый результатом в абсолютном выражении и третьи в относительном. Хорошие темпы роста у Moyo +15.25 % и Stylus +12.06 %.
В 2016 год Comfy находился на третьей позиции, практически на одном уровне с Foxtrot и Fotos, а в 2017 году вырос в 2.5 раза, фактически сравнявшись с Citrus. Лидирует в категории по-прежнему компания Allo.
Лучшие результаты в категории показали Bigl.ua (+19.6 млн) и Rozetka.ua (+14.2 млн). Часть аудитории с Prom.ua перешла на Bigl.ua, что отразилось на трафике.
Стратегии
1. Максимальный охват. Это маркетплейс со всеобъемлюще представленными товарными позициями, широким диапазоном цен, продавцов и регионов продаж. Наиболее характерных представители: Prom.ua, Bigl.ua, Rozetka.ua, Privatmarket.ua.
2. Расширение структуры. Доски объявлений и прайс-навигаторы идут в сторону максимального охвата региональных запросов, очень быстро реагируют на изменение пользовательского спроса, постоянно ищут новые связки ключевых слов. Сюда относятся Olx.ua и Besplatka.ua
3. Цель на лидеров в категории. Выбирается ограниченное количество товаров и все усилия направляются на них. Apple, Samsung, Xiaomi etc. Stylus.ua, Citrus.ua, Rozetka.ua, Allo.ua
4. Смешанная модель. Комбинация приоритетов и расширения структуры при умеренном расширении SKU.
Выводы
Рынок ecommerce вырос в Украине в среднем 30%. При этом трафик 22 крупнейших игроков увеличился на 5.61% или на 28.1 млн пользователей. Быстрее всех растут маркетплейсы Bigl.ua и Rozetka.ua. Классические интернет-магазины сейчас находятся в стагнации и постепенно теряют долю трафика, как и прайс-агрегаторы, которые получили минимальный прирост.
Рынок насыщается новыми игроками. Google отдает предпочтение сайтам с широким выбором возможностей для пользователя, поэтому стоит обратить внимание на быстрорастущих игроков и факторы их роста.