«Человек – существо социальное. Концертам быть». Интервью с Максимом Плахтием и Дмитрием Феликсовым

Что делать, если твой бизнес полностью остановился? Когда ивент-индустрия выберется из кризиса и кто должен возвращать деньги, если концерт перенесли? Перевели в текст ответы на ТОП-5 самых острых вопросов из выпуска «Большой Рыбы» с двумя крупнейшими игроками украинского билетного рынка – Максимом Плахтием и Дмитрием Феликсовым.
_______________________________

рыба на карнтине_карабас и концерт

 

№1. Когда ивент-рынок выберется из кризиса и насколько изменился бизнес?

Максим Плахтий – У нас кеш-флоу около 0. Раньше мы в день продавали до 5 000 билетов, сейчас продаем 50 билетов, и это со всеми регионами, со всеми кассами. Очень много еще неизвестных: когда концерты запустятся, когда будет рынок восстанавливаться. Мы сроки понимаем, что это все будет где-то в сентябре, но конкретные действия сегодня предпринимать еще не можем.

Май мы сможем выдержать в режиме выплаты половины заработной платы людям, а потом нужно будет принципиально что-то решать. Возможно, я как учредитель буду дотировать. Как только закончится карантин мы в любом случае будем переходить на полный рабочий день, независимо от того, будут проводиться концерты или нет. Сейчас рассматриваем несколько вариантов, что делать дальше – и это однозначно подразумевает полный выход всех на работу.

Дмитрий Феликсов – У нас как и у Karabas сейчас в 100 раз упали продажи, продаются очень единичные события. Сash flow отрицательный, потому что мы проводим текущие расчеты согласно графику, плюс, проводим возвраты зрителям по просьбе организаторов.

Профиль бизнеса не изменился. Мы – посредник между организатором и бизнесом. Изменился характер предоставляемых услуг. Для организаторов мы сейчас – антикризисный центр. Общаемся, собираем информацию, помогаем им находить ответы на многие вопросы в части переноса или отмены событий. Помогаем выстраивать коммуникацию со зрителем. Те организаторы, у которых изменился статус события, готовят релиз, а мы этот релиз рассылаем покупателям, чтобы информировать, на какую дату перенесли мероприятие и что делать с билетами.

Для зрителя – мы сейчас такая «точка кипения». Особенно первые недели было очень тяжело. У нас был день, когда пришло около 5 000 обращений в службу поддержки с одним и тем же вопросом: Что с моим событием? Как вернуть деньги за билет? Сейчас нагрузка – около 300-400 обращений каждые сутки по всем каналам совокупно. Мы их успешно отрабатываем, а вот первые две недели отставали. Оказываем поддержку зрителю, проводим операции возврата там, где организатор разрешил это сделать.

По части людей – у нас большая собственная розничная сеть. Сейчас все кассиры находятся в отпуске за свой счет. Большая половина персонала оформлена на полставки. По зарплатам у нас была индексация в феврале, но сейчас мы откатились до уровня, который был перед индексацией.

Я думаю, что до лета отрасль развлечений пробудет в запрещенном состоянии. Один из вероятных сценариев, что к концу мая или в начале лета разрешат в каком-то виде проводить развлекательные мероприятия, и мы выйдем на работу.

Максим Плахтий – Мы рассчитываем на то, что вся отрасль так или иначе готовится с какой-то активизации. По мероприятиям мы видим, что в сентябре все площадки забиты полностью, каждый день какие-то концерты. Это связано с переносами событий. Соответственно, в сентябре, октябре, ноябре – все дни фактически забиты. Люди пойдут на концерты по тем билетам, которые были куплены раньше. Часть продаж будет осуществляться дополнительно, потому что кто-то захочет позвать с собой знакомых.

 

Я думаю, что на весну и осень 2021 года скоро будут объявлены новые мероприятия. Организаторы уже готовятся. Цены, скорее всего, будут лояльными, потому что организаторы понимают, что у людей не так много денег. Они будут выставлять максимально комфортные цены, и будет очень выгодно купить билет на ранней стадии – это тоже подтолкнет рынок.

 

Рассчитываю, что зимой-весной 2021 года более-менее рынок оживет до нормального состояния, а осенью 2021 – он уже должен восстановиться до предкарантинного периода. Полтора года замирания.

Дмитрий Феликсов – Сейчас отрасль сходится во мнении, что раньше осени оживления продаж не стоит ождать. Осенью при благоприятном сценарии начнутся продажи на события, которые будут происходить непосредственно в сезон осень-зима 2020 года и активизируются анонсы весны 2021.

Мы предполагаем, что будем «минусовать» до сентября и покрывать эти минусы какой-то нераспределенной прибылью из предыдущих периодов. Сейчас у нас очень сильно снижены затраты почти по всем статьям, но все равно нужно условно от 1,2 до 1,5 миллионов гривен закрывать собственными деньгами каждый месяц.

Максим Плахтий – У нас похожие цифры, около миллиона гривен ежемесячно необходимо.

Дмитрий Феликсов – У нас самая большая статья расходов – это заработная плата. Так вот, умножаем сумму наших обязательных расходов на полгода и получаем цифру от 7 до 10 млн гривен, к которым нужно приготовиться.

№2. Почему при покупке билета деньги снимаются сразу, а возврат затягивается?

Максим Плахтий – Потому что сначала организатор должен сделать предоплату артисту, конечный потребитель оплачивает билет намного позже. Почему организаторам сейчас так сложно? Потому что они отдали предоплату артистам, им ее никто не вернул, а концерты переносятся, люди хотят вернуть свои средства. У организатора уже нет этих денег, он их честно оплатил. Вот в чем вся сложность.

И вся эта цепочка идет до больших туринговых компаний, туринговые компании пересылают предоплату большим артистам и так далее. Все всем должны, и в конечном счете единственный вариант, который индустрия сейчас нашла, – это только переносы мероприятий. Иначе просто будет кризис неликвидности и дефолтное состояние всего рынка.

Цепочка отматывается. Если артисты принимают решение отменить концерт, они возвращают средства, но это происходит в очень редких случаях. В основном артист предлагает либо другую дату, либо зачесть эти деньги в будущий период, только местному организатору от этого ни холодно, ни жарко. Например, если взять большой фестиваль, это предоплаты на пару миллионов долларов. Вот он сделал на пару миллионов долларов предоплату, а ему вернули только какую-то часть, это может быть и 10%. Все это зависшие средства, вернуть которые практически невозможно. Что организатору остается делать? Только переносить событие. Если отменить, то он не сможет рассчитаться со зрителем.

Дмитрий Феликсов – Я надеюсь, что кризис изменит порядок отношений между всеми сторонами, и в контрактах будут заложены новые условия касательно международных или локальных эпидемий. Сейчас мир столкнулся с тем, что страховые компании не покрывают этот случай. Посыпались фестивали, посыпались промоутерские компании, они сократили большое количество людей.

 

Условие, связанное с карантином, должно появиться в контракте. Вероятнее всего, оно изменит движение денежных средств. Они будут где-то депонироваться и их быстро можно будет вернуть зрителю в случае подобной ситуации. Нельзя подорвать доверие зрителя на заблаговременное приобретение билетов. Он должен быть уверен, что если событие не состоится – он получит свои деньги назад.

 

Касательно форс-мажора: у нас нет тех услуг, которые могут попасть под это определение. Билетного оператора это напрямую не касается. Наша функция – это продажа билетов и посредничество между организатором и зрителем. Мы свою функцию при продаже билетов даже на события, которые попали в период карантина, – выполнили. Дальше обязательства организатора. Сейчас мы объясняем зрителю, что форс-мажор наступил у организатора мероприятия, что он в связи с этими форс-мажорными обстоятельствами не сможет провести концерт, поэтому билеты, купленные ранее, переносятся на следующую дату.

№3. Рассматриваете продажу билетов на онлайн-ивенты как новую бизнес-нишу?

Максим Плахтий – Да, мы начали продавать билеты на online-ивенты. Их пока проходит мало. В основном это что-то вроде семинаров бизнес-тематики. Мы успели запустить Karabas.Бизнес – платформу для бизнес-ивентов, она очень выручает. Объем рынка в этом направлении совсем маленький, и он не сравним с live-индустрией. Все-таки мы больше ориентируемся на live entertainment. Онлайн, наверное, требует каких-то других платформ и других подходов. В ближайшие пять лет я для себя не вижу перспективы в этом направлении.

Дмитрий Феликсов – Мы делаем онлайн-концерты сами. Наш медиа-проект Слух сегодня, по-моему, 12 или 13 концертов уже выпустил. Они с бесплатным доступом, но на донатах. Если раньше проект полностью финансировался за счет Concert.ua, то сейчас нам удалось где-то 60% перекрыть за счет донатов и партнерского участия. Онлайн-концерты будут проводиться и дальше, есть достаточно хороший план.

 

Мы стараемся не торопиться, есть определенный скептицизм относительно перспективы онлайн-концертов: нет атмосферы, об этом говорят и зрители, и музыканты. Нет этого взаимного контакта. Второе: музыкантам не очень интересно давать бесконечные онлайн-концерты на разных платформах. Группы хотят зарабатывать свои гонорары. Соответственно, должна быть модель спонсорского участия. Я пока не верю в десятки тысяч продаж билетов даже по $10.

 

Я думаю, что онлайн-концерты будут как формат существовать на стриминговых платформах вроде Megogo, Netflix – они могут быть, когда есть артист, который получает вменяемый гонорар, и есть платформа, которая может монетизировать концерт за счет дополнительных подписок. И когда есть партнер, логотип которого будет фигурировать в студии. Но, я не думаю, что в ближайшее время такой формат сможет заменить лайф-энтертеймент.


Мы верим в возврат лайф-энтертеймента. Проводили опрос по большей части нашей базы. Там был вопрос: Что вы будете делать сразу после карантина? В топе ответов: встреча с друзьями, посещение салона красоты и поход на концерт. Мы предполагаем, что на стадии выхода из карантина рынок сократится приблизительно вдвое и от этой точки начнет набирать. Поэтому, если осенью рынок будет 50% от осени 2019 года, то это вполне приемлемо, чтобы не нести убытки и начать расти вместе с рынком, возможно, и быстрее рынка.

№4. Как себя сейчас чувствуют артисты?

Максим Плахтий – Они точно так же находятся в стрессовой ситуации. Все остановлено, сейчас очень много «непоняток» в международном масштабе. Они хотят в онлайн, но это глобальные изменения модели. Это должно все «срастись». Это артисты должны привыкнуть, бизнес должен как-то монетизироваться. Мы не говорим, что онлайн бесперспективен. Скорее всего, как-то оно будет, но пока непонятна бизнес-модель.

Дмитрий Феликсов – Касательно онлайн-концертов, это совершенно другая бизнес-модель. Например, Sting, который в Киеве должен быть 6-го октября. Это мировой тур, он захватывает пять городов России, Киев, Прибалтику и Беларусь. Это 7-8 концертов с достаточно приличным гонораром. Такой артист с онлайн-концерта не заработает столько денег, это раз. Второе, нужно понимать, что концерты еще двигают digital-составляющую бизнеса артиста. Когда начинается полугодовая или годовая рекламная кампания по продвижению концерта, она автоматически начинает двигать всю цифру, связанную с артистом.

№5. Украинские артисты «рванут» сейчас, как это было в период Майдана?

Дмитрий Феликсов – Окно возможностей есть – это точно. Я считаю, как только закончится карантин и пойдут анонсы событий – украинские артисты должны стартовать, они будут собирать залы, делать новые программы. И я надеюсь, что этой возможностью воспользуются не только состоявшиеся крупные звезды.

Максим Плахтий – В тот период появились такие артисты как Onuka, The Hardkiss и многие другие. Здесь есть окно возможностей однозначно. Это еще один шанс для внутреннего артиста, для внутреннего контента стать более популярным, потому что организаторы сейчас не в состоянии приглашать мировых звезд. Скорее всего, будет пауза на полтора года, пока организаторы восстановятся, чтобы снова привозить больших звезд из других стран.

_______________

Какие новые направления деятельности будут осваивать билетные операторы, пока длится «коматозный» период, – смотрите в полной записи стрима.

 

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Получайте новости интернет-маркетинга

Только полезная информация от экспертов Promodo

Если вы хотите работать с нами,
давайте начнем с обсуждения задачи

Получить консультацию

Есть задача?

Давайте обсудим!

Получайте новости интернет-маркетинга